Environmental protection

Maintaining the environmental balance is an integral part of DTEK’s successful business.

The Company is actively working to improve environmental conditions in the areas of its operation and preserve the environment for future generations. We are making strenuous efforts to minimize the negative impact on the environment at all stages of our production process, from coal mining and processing to electricity generation and distribution. These steps are fully in line with Ukraine’s aspirations to follow European trends in environmental protection.

 

DTEK`s Environmental Policy

Environmental activities at DTEK’s operations are based on DTEK’s Environmental Management Policy (revision 2.0) approved by DTEK CEO M. Timchenko on December 21, 2012.

The Policy declares:

  • the mission of the environmental management system;
  • goals of the environmental management policy;
  • principles of the environmental management policy;
  • organization of the environmental management processes.

The Policy defines the Company's long-term environmental goals:

  • to prevent and mitigate negative impact on the environment;
  • to ensure a consistent approach to environmental management at all DTEK's companies based on the advanced environmental management system;
  • to create an effective system to monitor the environmental impact and manage environmental risks and challenges;
  • to ensure compliance of equipment and production processes with the statutory environmental protection requirements.

DTEK is currently updating its Environmental Management Policy.

The Company’s 2030 long-term strategy sets the tasks in the area of environmental protection.

DTEK's environmental strategy includes the following priorities:

  • operation and continuous improvement of the Environmental Management System (EMS) in compliance with ISO 14001 at all DTEK companies
  • upgrading and retrofitting equipment to ensure the security of energy supply and compliance with European environmental standards;
  • implementation of environmental programs at DTEK companies aimed at ensuring compliance with established statutory requirements.

Environmental Management

The Company pays special attention to environmental management issues. DTEK has a common environmental management system in place in compliance with the requirements of ISO 14001.

The environmental management system is part of the corporate management system and an important element of risk management. The consistent approach to environmental management at all companies of the Group using this system has a positive impact on DTEK’s competitiveness and investment appeal.

The benefits of ISO 14001 implementation are:

The ISO 14001 environmental standard has been being implemented at DTEK from 2008 to 2015. As a result, the Company developed unified corporate environmental protection requirements, identified environmental aspects and risks, and established an efficient system for managing them. This allowed us to build a sound basis for the Company’s further coordinated environmental protection efforts, use innovative environmental management methods and constantly improve the environmental performance of DTEK companies. Ninety percent of DTEK’s operations—thermal power plants, mines, processing plants, oil and gas producing facilities, and wind power companies—have already been certified for compliance with ISO 14001.

In September 2015, a new version ISO 14001:2015 was released, which allows three years for its implementation. The company has started to work towards implementing the new requirements.

 

Investments in environmental protection

The Company invests in upgrades of equipment and modernization of production processes in order to mitigate the negative environmental impact of its production activities. The key areas of DTEK’s focus are air protection (retrofit of electrostatic precipitators at TPPs), protection and sustainable use of water resources, protection of land and waste management (building ash dump dikes, promoting the utilization of coal combustion products, reclaiming waste dumps, etc.), optimized use of hazardous substances and materials, conservation of biodiversity, and others. DTEK’s total spending on environmental protection efforts in 2007-2015 amounted UAH 4.5 billion.

DTEK's environmental protection spending, UAH mln

Air protection

Ukraine’s full-fledged membership in the Energy Community means that energy producers are obligated to meet the requirements of Directive 2001/80/EC on the limitation of emissions of certain pollutants into the air from large combustion plants and Directive 2010/75/EU on industrial emissions (integrated pollution prevention and control). As DTEK is a leading company in Ukraine’s energy sector, this issue is among its environmental protection priorities.

As part of Ukraine’s fulfilment of its commitments under the Energy Community Treaty, in 2015, DTEK took part in working groups coordinating measures to reduce environmental pollution and implementing the requirements of European Directives 2001/80/EC and 2010/75/EU. These efforts include performance of the National Emission Reduction Plan for main pollutants from large combustion plants. Its implementation will make it possible to meet the requirements of European Directive 2010/75/ЕU for particulates and sulphur dioxide by 2028 and for nitrogen oxides by 2033.

In addition, as part of the Association Agreement between Ukraine, the European Union and its Member States, DTEK participates in the work groups under the Ministry of Environment and Natural Resources of Ukraine responsible for implementing the requirements of some other European directives in Ukraine’s legislation: Directive 2003/87/EC on the greenhouse gas emission allowance trading scheme; Directive 2008/98/EC on waste; Directive 2009/147/EC on the conservation of wild birds and Directive 92/43/EEC on the conservation of natural habitats and of wild fauna and flora.

Particulate content in flue gases is reduced by an average of 22 times.

Trends in gross emissions of main pollutants, ths tonnes:

Trends in cumulative gross emissions, ths tonnes:

Protection and sustainable use of water resources

The general principle followed by the Company in managing water resources is their conservation and rational utilization. In order to optimize water consumption for process purposes, our generating companies employ recirculating cooling systems for their main and auxiliary equipment, recirculating hydraulic ash removal systems, and water recycling systems. Water consumption by the mining companies is rationalized through reuse of mine waters for process purposes and implementation of recirculating water supply systems at the coal processing plants. DTEK Energy’s distribution companies use water mainly for drinking and household purposes. Water is supplied from public utility networks. In order to ensure that it is used in a rational manner, we instruct our personnel and conduct timely inspections and repairs of shut-off valves.

In order to meet the requirements of the Environmental Management Policy concerning the reduction of discharged waste water and improving its quality, DTEK companies continuously monitor waste water quality and implement projects to upgrade treatment facilities, reuse waste water in their process cycles, and clean bottom sediments from cooling ponds.

Total waste water discharges, mcm

Waste management

Waste produced during the operation of DTEK companies is mostly (99.9%) made up of bulk waste products (rock, ash and slag), which are Class 4 non-hazardous waste. Increasing their utilization is one of the Company’s key tasks.

Thus, DTEK’s Coal Division designed a program to handle bulk solid wastes, which allowed us to analyze in detail the current state of waste dumps, assess risks relating to disposal of waste products at the dump sites for the period until 2030, and review alternative waste rock utilization options. In addition, we have made recommendations that will form the basis for the future coal mining waste handling strategy we intend to develop.

In an effort to step up the utilization of coal combustion products, all TPPs of DTEK’s Generating Division have developed and implemented programs to increase the use of fly ash, slag and other coal combustion products in 2012-2020.

As part of these programs, in 2015, we installed a dry ash removal system at DTEK Burshtynska TPP units 5 and 7, which allowed us to ramp up the utilization of coal combustion waste at our companies. The company rebuilt the access road used to transport dry ash from DTEK Dobrotvirska TPP.

One of the promising applications for TPP coal combustion products is road construction. To increase the re-use of coal combustion products, the Generating Division together with the Socially Responsible Business Association launched a joint project in 2015 aimed at increasing the utilization of coal combustion products in road construction. In 2015, the M.P. Shulgin State Road Research Institute developed Methodological Recommendations for the Use of Coal Combustion Products from DTEK Dobrotvirska TPP and DTEK Burshtynska TPP in Road Construction. Design documents and cost estimates were prepared for the construction of new road sections in the city of Novyi Rozdil using coal combustion materials. It is planned to build a 25.7 km-long road.

Soil reclamation

Much of DTEK’s coal reserves are located in the floodplain of the Samara River and its tributaries. Coal extraction under such conditions causes land subsidence, flooding and swamping. The relevant issues in this situation are rational utilization and protection of land resources.

The main steps taken to counteract the negative impact of mining activities in the Samara River floodplain are:

Along with land reclamation efforts, DTEK companies plant trees for compensatory purposes. Specifically, Coal Division companies planted 13 hectares of trees in 2015 to compensate for the damage caused to the forests by underground mining operations conducted at the Geroiv Kosmosu, Pavlogradske, and Ternivske Mine Groups of DTEK Pavlogradugol PrJSC.

Naftogazvydobuvannya PrJSC reclaimed 10.7 hectares of land using technical and biological methods in the vicinity of the newly drilled wells No. 11, 17, 23, and 70 in the Semyrenkivske field.

 

Green Office

On October 1, 2011, DTEK joined the United Nations Global Compact initiative and started implementing the Green Office principles to reduce the environmental impact and promote a socially responsible behavior model among its employees.

The first stage of the project was implemented in 2011-2013 at DTEK’s corporate center in Donetsk. We launched separate waste collection for recycling purposes; set up parking places for bicycles; developed an e-training course called “DTEK’s Green Office”; and made and put up initiative bulletin boards for employees to see. In 2012, DTEK partially switched to buying eco-friendly office stationery and produced eco-friendly corporate products from recycled materials. 

In February 2016, the project was launched at DTEK’s corporate center in Kyiv. In particular, we use adjustable heating systems and water and electricity metering devices here. We purchased Energy Star-rated energy-efficient office equipment. Measures were developed to cut down on paper use. We installed individual bins for separate waste collection and further disposal. There are initiative promotional bulletin boards and posters in the offices. We hold meetings of environmentally aware film fans and organize team building activities. The funds thus saved are channeled into DTEK’s social projects, for example, to buy trees as part of our annual Green City event. 

We intend to have the Green Office principles implemented at all DTEK companies by 2020. During implementation, the project has evolved into a more extensive program called Lean Office, which aims at saving all possible resources. Rational ideas come from our employees. This approach has helped the Company achieve savings of millions of hryvnias. For instance, we cut down on international call costs by connecting to providers offering these services at lower rates. Automatic sleep and hibernation of desktops improved the energy efficiency at DTEK companies. 

Incentives for resource-saving initiatives are provided by the Novator Continuous Improvement System that DTEK has been implementing since 2013. Its goal is to boost DTEK’s performance through the development of our employees’ potential, continuous improvement of our processes, reduction of losses, and perfection of product quality.

Охрана окружающей среды

Сохранение экологического баланса является неотъемлемой частью успешного ведения бизнеса ДТЭК.

Компания ведет активную работу по улучшению экологической обстановки в регионах присутствия и сохранению окружающей среды для будущих поколений. Мы прилагаем значительные усилия для минимизации негативного воздействия на окружающую среду на всех стадиях производственного процесса: от добычи и обогащения угля до генерации и передачи электроэнергии.Эти шаги в полной мере соответствуют стремлению Украины следовать европейским тенденциям в природоохранной сфере.

Природоохранная деятельность на предприятиях ДТЭК базируется на Политике ДТЭК по управлению охраной окружающей среды (редакция 2.0), утвержденной 21.12.2012 г. генеральным директором Тимченко М.В.

Политика декларирует:

  • миссию системы управления ООС;
  • цели реализации политики по управлению ООС;
  • принципы политики по управлению ООС;
  • организацию процессов управления ООС.

Документ определяет долгосрочные цели Компании в области экологии:

  • предупреждение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение единого подхода к управлению охраной окружающей среды на всех предприятиях ДТЭК на основе современной системы экологического менеджмент;
  • создание эффективной системы мониторинга воздействия на окружающую среду и управления экологическими рисками и проблемам;
  • обеспечение соответствия оборудования и процессов производства требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

В настоящее время осуществляется актуализация Политики ДТЭК по управлению охраной окружающей среды. 

В рамках долгосрочной стратегии Компании до 2030 г. определены задачи в сфере охраны окружающей среды

Экологическая стратегия ДТЭК включает следующие приоритеты:

  • функционирование  и постоянное совершенствование системы экологического менеджмента (СЭМ) согласно требованиям стандарта ISO 14001 на всех производственных предприятиях ДТЭК;
  • модернизация и реконструкция оборудования, обеспечивающие надежность энергоснабжения и соответствие европейским экологическим нормам;
  • реализация экологических программ на предприятиях ДТЭК для соблюдения установленных законодательных требований.

Экологический менеджмент

Вопросам экологического менеджмента в Компании уделяется особое внимание. В ДТЭК функционирует единая система управления охраной окружающей среды согласно требованиям международного стандарта ISO 14001.

Система экологического менеджмента является частью системы корпоративного управления и важным элементом управления  рисками. Обеспечение единого подхода к управлению охраной окружающей среды на всех предприятиях Группы на основе такой системы положительно влияет на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность ДТЭК.

Преимущества внедрения ISO 14001:

Внедрение экологического стандарта ISO 14001 в ДТЭК осуществлялось  в период 2008-2015 гг. В результате, в Компании были разработаны единые корпоративные требования в области охраны окружающей среды, идентифицированы экологические аспекты и риски, создана эффективная система управления ими. Это позволило заложить прочную основу для дальнейшей системной природоохранной деятельности Компании, использовать инновационные методы в управлении охраной окружающей среды и постоянно повышать экологическую результативность предприятий ДТЭК. На сегодняшний день 90% предприятий компании – тепловые электростанции, шахты, обогатительные фабрики, предприятия нефтегаздобычи и ветроэнергетики – сертифицированы на соответсвие требованиям международного стандарта ISO 14001.

В сентябре 2015 года вышла новая версия международного стандарта ISO 14001:2015. На внедрение его требований предусмотрено 3 года. В компании начаты работы по внедрению новых требований.

 

Инвестиции в охрану окружающей среды

Компания инвестирует средства в обновление оборудования и модернизацию технологических процессов с целью снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду. Основными направлениями в области охраны окружающей среды на предприятиях ДТЭК являются: охрана атмосферного воздуха (реконструкции электрофильтров на ТЭС), охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана земель и обращение с отходами (наращивание золоотвалов, увеличение утилизации золошлаков, рекультивация породных отвалов и др.), оптимизация использования опасных веществ и материалов, сохранение биоразнообразия и другие. Общие затраты ДТЭК на природоохранную деятельность за 2007-2015 гг. составили 4,5 млрд грн. 

Динамика затрат ДТЭК на природоохранную деятельность, млн грн

Охрана атмосферного воздуха

Полноправное членство Украины в Энергетическом сообществе предусматривает выполнение предприятиями генерации требований Директивы 2001/80/ЕС «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу от крупных установок сжигания» и Директивы 2010/75/ЕС «О промышленных выбросах (интегрированное предотвращение и контроль загрязнения)». Для ДТЭК, как лидера энергетической отрасли Украины, этот вопрос является одним из приоритетных в области охраны окружающей среды.

В рамках выполнения Украиной обязательств согласно Договора об основании Энергетического Сообщества, в 2015 году ДТЭК принимал участие в рабочих группах по координации выполнения мероприятий, направленных на снижение уровня загрязнения окружающей среды и имплементации требований европейских Директив 2001/80/ЕС и 2010/75/ЕС, включая вопросы выполнения Национального плана сокращения выбросов основных загрязняющих веществ от крупных установок сжигания. Реализация Национального плана сокращения выбросов обеспечит выполнение требований европейской Директивы 2010/75/ ЕС до 2028 г. (для твердых веществ и диоксида серы), а также до 2033 г. (по оксидам азота). 

В рамках Соглашения об ассоциации между Украиной, Европейским Союзом и его государствами-членами, ДТЭК также участвует в рабочих группах при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины по имплементации в природоохранное законодательство Украины требований ряда других европейских директив: Директивы 2003/87/ЕС об установлении схемы торговли выбросами парниковых газов; Директивы 2008/98/ЕС об отходах; Директивы 2009/147/ЕС об охране диких видов птиц и Директивы 92/43/ЕС об охране природной среды обитания, дикой флоры и фауны.

Средний показатель снижения концентрации твердых частиц в уходящих газах – 22 раза.

Динамика валовых выбросов основных загрязняющих веществ, тыс. т:

Динамика суммарных валовых выбросов, тыс. т:

Охрана и рациональное использование водных ресурсов 

Общий принцип управления водными ресурсами в компании – их экономное и рациональное использование. С целью обеспечения оптимального потребления воды на производственные нужды на предприятиях генерации используются оборотные системы охлаждения основного и вспомогательного оборудования, оборотные системы гидрозолоудаления (ГЗУ), системы повторного использования воды. Рациональное использование воды на добывающих предприятиях обеспечивается повторным использованием шахтных вод на производственные нужды и функционированием системы оборотного водоснабжения на обогатительных фабриках. На дистрибуционных предприятиях ДТЭК Энерго вода используется преимущественно на хозяйственно-питьевые нужды. Забор воды осуществляется из сетей коммунальных предприятий. С целью рационального ее потребления проводятся инструктажи персонала, своевременные ревизия и ремонт запорной арматуры.

В рамках выполнения требований Политики по управлению охраной окружающей среды касательно снижения объемов и улучшения качественных показателей сбросов сточных вод, на предприятиях ДТЭК ведется постоянный контроль качества сточных вод, реализуются проекты по модернизации очистных сооружений, повторному использованию сточных вод в технологических циклах, очистке водохранилищ-охладителей от донных отложений.

Общий объем сбросов производственных сточных вод, млн куб м

Обращение с отходами

В процессе работы предприятий ДТЭК основной объем отходов (99,9 %) приходится на крупнотоннажные отходы – горную породу и золошлаки, которые являются  неопасными отходами 4 класса. Увеличение объемов их использования является одной из ключевых задач Компании.

Так, в угольном блоке ДТЭК была разработана программа по обращению с твердыми крупнотоннажными отходами, которая позволила провести детальный анализ текущего состояния породных отвалов, оценить риски размещения отходов на отвалах в период до 2030 г., осуществить обзор альтернативных вариантов использования породы. Кроме того, были сформированы рекомендации, на основании которых планируется разработка стратегии обращения с отходами угледобычи.

В блоке генерации ДТЭК для увеличения объемов использования золошлаковых материалов на всех ТЭС Компании разработаны и реализуются Программы по увеличению использования золы-уноса, шлака и золошлаков на 2012–2020 годы.

В рамках реализации программ в 2015 году проведены работы по установке системы сухого золоудаления на блоках №5 и №7 ДТЭК Бурштынская ТЭС, что позволило увеличить объемы утилизации золошлаковых отходов предприятий. Осуществлена реконструкция подъездной автодороги для отгрузки сухой золы ДТЭК Добротворская ТЭС.

Одним из перспективных направлений использования золошлаков ТЭС является дорожное строительство. Для увеличения использования золошлаков в 2015 году бизнес-блоком Генерация начата реализация совместного проекта с организацией Сообщество социально-ответственного бизнеса по использованию золошлаковых материалов в дорожном строительстве. В 2015 году Государственным дорожным научно-исследовательским институтом им. М.П.Шульгина разработаны «Методические рекомендации по использованию золошлаковых материалов ДТЭК ДОБРОТВОРСКАЯ ТЭС и ДТЭК БУРШТЫНСКАЯ ТЭС в дорожном строительстве». Подготовлена проектно-сметная документация  на строительство участков дорог в Новом Роздоле с использованием золошлаков. Планируется строительство дороги длиной 25,7 км.

Рекультивация земель

Значительные запасы угля ДТЭК залегают в пойме реки Самара и ее притоков. Выемка угля в таких условиях сопряжена с оседанием земной поверхности, затоплением и заболачиванием земель. В этих условиях актуальным является вопрос рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Основные меры противодействия негативному воздействию проведения горных работ в пойме реки Самара:

Наряду с рекультивацией земель, предприятия ДТЭК также осуществляют компенсационную высадку леса. В частности, в 2015 г. на предприятиях бизнес-блока Уголь выполнена компенсационная высадка 13 га леса вместо подработанных лесных насаждений шахтоуправлениями им. Героев Космоса, Павлоградское, Терновское ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь».

ЧАО «Нефтегаздобыча» провела техническую и биологическую рекультивация 10,7 га земельных участков на площадках вновь пробуренных скважин №№ 11, 17, 23, 70 Семиренковского месторождения.

 

Зеленый офис

1 октября 2011 г. ДТЭК поддержал инициативу Глобального договора ООН и начал внедрять принципы «Зеленого офиса» для снижения воздействия на окружающую природную среду и формирования социально ответственной модели поведения сотрудников.

Первый этап проекта реализован в 2011-2013 годах на базе корпоративного центра ДТЭК в Донецке. Запущен раздельный сбор отходов для использования в качестве вторичного сырья; организованы велостоянки; разработан электронный обучающий курс "Зеленый офис ДТЭК";  изготовлены и размещены информационные стенды для сотрудников. В 2012 г. компания частично перешла на закупку эко-материалов для офиса и выпустила корпоративную эко-продукцию из вторсырья.

В феврале 2016 года проект стартовал в корпоративном центре ДТЭК в Киеве. В частности, здесь используются регулируемые системы подачи тепла, приборы учета электроэнергии и воды. Закуплена энергоэффективная офисная техника с маркировкой «Energy Star». Разработаны мероприятия по уменьшению объемов использования бумаги. Установлены контейнеры для раздельного сбора отходов и их дальнейшей утилизации. В офисе размещены тематические стенды и плакаты. Регулярно проводятся заседания эко-киноклуба, тимбилдинги. Сэкономленные средства направляются в социальные проекты ДТЭК, например, на закупку деревьев в рамках ежегодной акции «Зеленый город».

Внедрить принципы «Зеленого офиса» на всех предприятиях ДТЭК планируется до 2020 г. За время реализации проект трансформировался в более масштабную программу «Бережливый офис», предусматривающую экономию всех возможных ресурсов. Рациональные идеи предлагают сами сотрудники. Благодаря такому подходу компании уже удалось получить экономический эффект на миллионы гривен. К примеру, сократить затраты на международную связь помогло подключение к провайдерам, предоставляющим эти услуги по более выгодным тарифам. Автоматический уход компьютеров в спящий режим повысил энергоэффективность на предприятиях ДТЭК.

Инициативы по экономии ресурсов поощряются в рамках Системы непрерывного совершенствования «Новатор», которая внедряется в ДТЭК с 2013 года. Ее цель заключается в повышении эффективности работы компании за счет развития потенциала сотрудников, постоянного улучшения процессов, снижения потерь и повышения качества продукции.